Ненасильственное общение (ННО) –  концепция, созданная американским психологом Маршаллом Розенбергом в 1960-х годах. Технология ННО помогает научиться понимать себя в первую очередь, осознавать, что заставляет нас реагировать определенным образом на жизненные ситуации, высказывания и поведение других людей по отношению к нам, взять ответственность за наши реакции. А также по-новому выражать себя, слышать других и разрешать конфликтные ситуации, фокусируя свое сознание на том, что мы наблюдаем, чувствуем, в чем нуждаемся и о чем просим.

Автор концепции выделяет 4 компонента ННО:

1. Наблюдение

Первая ступень на пути к ННО — это умение видеть ситуацию такой, какая она есть, без собственной интерпретации, эмоций, чувств, осуждения, ярлыков. Большинству из нас трудно просто наблюдать за людьми и их поведением, не подвергая их суждениям, критике или другим формам анализа.

Например, если мы заявляем: «Ты грубый,» то другой человек скорее всего воспримет наши слова как критику и постарается воспротивиться. А если мы говорим: «Когда ты вошел в комнату, ты не поздоровался со мной,» то этот человек согласится с данным фактом.

Приведем еще примеры из книги Розенберга:

  • Мой отец – хороший человек. – это оценочное суждение
  • Мой отец двадцать пять лет отдавал на благотворительность десятую часть своей зарплаты. – это НЕ оценочное суждение

  • Дженис слишком много работает. – это оценочное суждение
  • На этой неделе Дженис провела в офисе больше 60 часов. – это НЕ оценочное суждение

  • Когда я разговариваю с тетей, она только и делает, что жалуется. – это оценочное суждение
  • На этой неделе тетя трижды звонила мне и каждый раз говорила о том, что другие люди вели себя с ней не так, как ей хотелось. – это НЕ оценочное суждение

2. Чувства

Далее нужно понять, какую эмоцию вы чувствуете, и назвать ее. В общении люди передают эмоции каждый раз, но чаще всего делают это невербально — мимикой, жестами, интонацией. Если перевести невербальную форму общения в вербальную, коммуникация станет точнее.

Чтобы выразить чувства, нужно назвать одну позитивную или негативную эмоцию. Выражать чувства словами трудно, особенно людям, которые не часто к себе прислушиваются. Чувства можно перепутать с оценкой, интерпретацией или мыслью.

Часто говоря о своих чувствах, мы испытываем страх, что другие люди могут воспользоваться нашей открытостью, нанести нам удар или причинить боль. Но, как правило, признание собственной уязвимости при выражении наших чувств может помочь в решении конфликтов.

Примеры:

  • Я чувствую, что вы меня не любите. – это НЕ выражение чувств, это выражает то, что думает собеседник о чувствах другого человека, а не о своих.
  • Мне грустно, потому что вы уезжаете. – это выражение чувств.
  • Я — бездарность. – это НЕ выражение чувств, это выражает то, что думает собеседник о себе, а не то, что он чувствует. Пример выражения чувства мог бы звучать так: «Я чувствую сомнения в своих талантах» или «Я чувствую себя несчастным».

3. Потребности

Следующий компонент ННО — сформулировать потребность без оценки, суждений и мнений. Потребность объясняет, на чем основаны чувства, и почему дальнейшая просьба для вас важна. Если этого не сделать, человек может воспринять потребность как придирку или критику.

В ответ на критику люди обороняются и отвечают тем же. Например, когда жена говорит: «Ты каждый вечер задерживаешься допоздна. Любишь свою работу больше меня!», она говорит, что ее потребность в близости не удовлетворена, но муж услышит критику. Неосознанно начнет защищаться и ответит пассивной агрессией: «Я работаю по 12 часов, чтобы заработать на наш следующий отпуск. Ты не ценишь мой труд!» Внутри агрессии скрывается потребность в признании.

4. Просьба

Четвертый, заключительный компонент процесса ННО призван помочь нам выяснить, чего мы хотели бы просить у других, чтобы удовлетворить наши потребности, обогатить нашу жизнь.

Для четкой формулировки просьбы важно выполнять следующие рекомендации:

  • Формулируйте то, в чем вы нуждаетесь, а не то, что вам не нужно. Например, выражение недовольства своему супругу «я не хочу, чтобы ты весь вечер торчал на работе», замените на просьбу «мне бы хотелось, чтобы ты проводил вечера со мной и детьми».
  • Избегайте неопределенных, абстрактных или неоднозначных выражений, формулируйте просьбы как конкретные действия, которые могут предпринять окружающие.
  • Убедитесь, что ваша просьба не выглядит как требование, за невыполнением которого последует наказание или обвинение.
  • Целью просьбы должно служить именно удовлетворение потребностей, ваших и другого человека, а не стремление изменить людей, их поведение или привлечь их на свою сторону.

Ненасильственное общение – очень эффективная методика общения, которая помогает добиваться удовлетворения своих потребностей экологично, то есть не нанося психологический дискомфорт ни себе, ни своему собеседнику. Попробуйте внедрить эти рекомендации в свое общение и проследите за результатами.