Как часто вы сталкиваетесь с ситуацией, что вам приходится быть “удобными”? Подстраивание под настроение другого человека называется эмоциональным обслуживанием. Это когда при контакте с людьми мы стараемся быть максимально дружелюбными, вежливыми и бодрыми, хотя внутри нас клокочут совсем другие чувства, например, непринятие, ярость или обида. Или наоборот, находясь с человеком, у которого плохое настроение, приходится выражать сопереживание, сталкиваться с негативными эмоциями, хотя вы планировали провести это время совершенно иначе.

В связи с гендерными стереотипами, чаще всего с эмоциональным обслуживанием сталкиваются женщины, так как им “надо быть” чуткими, эмпатичными, понимающими и всегда готовыми оказать поддержку и помощь.  Разумеется, эмоциональное обслуживание может осуществлять человек любого пола — вероятно, каждый из нас играл удивление и радость при неудобном подарке? Чаще всего мы это делаем, потому что стремимся поддерживать здоровые отношения и считаем, что эта забота крайне важна.

Почему эмоциональным обслуживанием обычно занимаются женщины? С раннего детства женщин учат поддерживать мир и гармонию в семье, не расстраивать партнера. В традиционном обществе принято считать, что женщинам более свойственно брать на себя большую часть эмоциональной работы, якобы потому что у них лучше развита эмпатия и интуиция. Это антинаучное заблуждение дает мужчинам оправдание для эмоциональной лени — нежелания заботиться о чувствах женщин вокруг, оправдываясь неспособностью догадываться о чем-либо.

Это можно легко проверить, смоделировав следующую ситуацию. Представим двух людей одного пола, но разного статуса. Например, молодой мужчина и авторитетный мужчина постарше. В большинстве случаев эмоциональная работа в таком союзе будет лежать на плечах младшего партнера. В диалогах он будет первым начинать разговор, договариваться о дальнейших встречах, более активно поддерживать беседу. Таким образом, тот, кто более авторитетен в отношениях и обладает большим числом ресурсов (чаще всего материальных) не будет выполнять эмоциональную. работу.

Чтобы не отчаиваться, важно понимать, что эмоциональная работа может распределяться равномерно между партнерами. В отношениях оба человека могут интересоваться состоянием дел другого по очереди. Именно тогда это будет здоровый баланс, и никто из партнеров не будет заниматься эмоциональным обслуживанием.

Эмоциональное обслуживание и поддержка

Если вы знакомы с понятием эмоционального обслуживания, то можете иметь склонность часто примерять эту ситуацию на себя и размышлять “а не занимаюсь ли я сейчас эмоциональным обслуживанием?”

Действительно, его несложно спутать с поддержкой. Но поддержка – это искреннее действие, инструмент пополнения своего и чужого ресурса. Чтобы отличить одно от другого, предлагаем вам задать себе в такие моменты следующие вопросы:

  • Как часто этому человеку (с которым вы сейчас взаимодействуете) нужна ваша поддержка? Отвечает ли он вам взаимностью?

Если это игра в одни ворота, а на вас чаще всего сливают свои переживания и негативные эмоции, то это тревожные звоночки.

  • Что вы чувствуете, когда оказываете поддержку этому человеку? Делаете ли вы это искренне, или потому что “так надо”, так сложилась ваша модель взаимоотношений?

Тут можно слукавить, но просим ответить вас на этот вопрос честно. Зачастую даже люди, которые являются для нас самыми близкими друзьями оказываются эмоциональными вампирами и используют нас как “сосуд” для негатива.

  • Как вы отреагировали на запрос о поддержке? 

Зафиксируйте вашу первую эмоцию. Это было искреннее сопереживание или “о нет, опять слушать его / ее нытье”? Если второй вариант ближе, то почему вы не отказали человеку? Вы боитесь его обидеть, разозлить или не хотите, чтобы он в вас разочаровался? Что случится, если это произойдет?

Поверьте, адекватный и осознанный партнер / друг / собеседник и т.д. нормально отреагирует на ваш обоснованный отказ. В случае нежелания или невозможности в данный момент оказывать поддержку, скажите ему / ей: “Извини, но я сейчас не в том состоянии / у меня недостаточно ресурсов / у меня самого голова загружена проблемами и т.д., чтобы тебе помочь. Я боюсь, что будет только хуже. Я ценю, что ты доверяешь мне такую важную для тебя проблему, но давай отложим этот разговор на другой раз?” Согласитесь, что это выигрышный вариант для обеих сторон?

Желаем вам здоровых и сбалансированных отношений! Не бойтесь отстаивать свои личные границы, высказывать свои чувства и эмоции.